Приветствуем!

Информация, для тех кто любит Древний Египет. Всем категорическим нелюбителям Древнего Египта и древнеегипетской тематики здесь делать категорически нечего: Вы не найдете для себя ничего полезного. А посему — займитесь чем-нибудь более интересным для себя.Всем остальным — добро пожаловать! Принимаются для публикации работы древнеегипетской тематики любого жанра. Проект творческий и никакого отношения к «Ассоциации МААТ» не имеет.

С уважением, Кот Учёный

О.И. Павлова «Атон и Эхнатон: единобожие или безбожие?»

«Учение жизни» Эхнатона, связанное с представлениями о Солнце как единственном Творце мироздания, имевшем только два образа — сияющий солнечный диск на небесах (Jtn) и царя на земле, представляет и поныне предмет оживлённой научной дискуссии.

Аменхотеп IV (Эхнатон)

Споры вызывает и личность царя, которого одни исследователи объявляют безумным мечтателем, эстетом, религиозным реформатором, другие — ложным пророком, жестоким фанатиком, беспощадно расправлявшимся с тем, кто не разделял его учения. Различно трактуется и амарнская теология, которую то считают уникальным явлением; то усматривают в ней традиционные для египетской религиозности корни, уходящие в солнечный культ Древнего Царства; то выявляют в ней характерные черты «солярной теологии», сложившейся при непосредственных предшественниках Эхнатона (Я.Ассман) .Имя «Атон» известно начиная со Среднего Царства из Текстов Ковчегов (BHIBr — ковчег Ма из Бени-Хасана, XII дин.), из повести Синухе (R 7; 213; 233) и других памятников. Но только в учении Эхнатона образ Атона занимает центральное место. На протяжении почти семнадцатилетнего царствования Эхнатона это учение претерпевает серьёзные изменения, поэтому его невозможно трактовать однозначно и целостно.

Первый этап развития учения Эхнатона связан с возникновением особого солнечного имени: Rr-Hr-3htj hcj m ?ht m r n.fm Sw ntj m Jtn (Солнце Вышнего(Гор) небосклона, ликующее на небосклоне, ибо имя Его — «Свет» (Шу), пребывающий в солнечном диске). Этому имени соответствует образ Бога как сокологоловой человеческой фигуры, увенчанной солнечным диском. Образ этот появился еще в Гелиопольском учении, из которого Эхнатоном были заимствованы характерные богословские понятия и связанные с ними особенности культа.

В конце IV года правления Эхнатона Бог, почитавшийся под прежним именем, был впервые провозглашен царём. Его образ теперь полностью лишен зооморфных и антропоморфных черт и представляет собой солнечный диск со многими лучами-руками, простирающимися к венценосной семье. С самого же Эхнатона снимается традиционный облик божества (он изображается теперь натуралистически) так как именно Эхнатон является теперь парадигмальным образом Бога, а солнце — его космической иконой.

На VI году правления царь меняет свое традиционное родовое имя Аменхотеп TV на «Эхнатон» и основывает новую столицу — Ахетатон. Ещё через три года по указанию царя начинаются безудержные преследования старых образов Бога (особенно Амона-Ра — «Незримого Солнца») и связанных с ними древних преданий. При этом, «правильное учение» не щадит даже столь священных для каждого египтянина заупокойных представлений, из которых полностью изгоняется имя Осириса и неотделимая от него идея этического Загробного Суда. Единственным залогом бессмертия становится только сияние Атона, оживляющее умершую плоть, а ещё более — - милость самого царя.

На XII году правления Эхнатона происходит последний решительный этап развития его учения, когда из самого имени Солнца удаляются имена Гора и Шу (солнечный свет). Бог теперь именуется: (Солнце — властитель небосклона, ликующее на небосклоне, ибо имя Его -Солнце-Отец, явившееся солнечным диском). В этот период в официальной теологии искореняется не только слово «боги», но и само понятие «Бог», которое теперь подменяется словом «властитель» или «владыка» (пb). После имени любого имени Солнца более ставится какой-либо детерминатив божества.

Так от представлений о «Солнце вышнего небосклона» (Ра-Гор-ахти) и его эпиграфических образов света (Шу) и солнечного диска (Атон), через отрицание иных божественных сущностей и утверждение идеи единобожия («единственно единого Бога») Эхнатон приходит к отрицанию понятия «Бог» и применительно к его зримому образу — Атону, и к стоящему за ним Самому Творцу мироздания (Ра).

Во многих, ставших уже классическими работах, учение Эхнатона называется монотеистическим и часто рассматривается в связи с библейским монотеизмом. В более новых работах, помимо этих мнений, можно встретить определения учения Эхнатона как натурфилософии, солнцепоклонничества (Ю.Я. Перепёлкин), гелиоморфизма, космотеизма (Я.Ассман). Действительно, даже ранние гимны Атону, если бы не его именование «Богом», дают основания полагать, что солнечный диск воспевается в них как космическое тело, а его животворящая сила воспринимается как сила природная. Образ Бога-Творца как бы растворяется в созданном Им мире.

Если же мы рассмотрим эту «натурфилософию» на её завершающем этапе, то она всё более выглядит антитезой божественности, а солнечный диск — Атон всё более подменяется личностью самого царя, власть и милость которого превозносится превыше небес. Доминирующей на этом этапе становится идея не божественности, а власти.

Не подошёл ли «враг из Ахетатона», настойчиво уничтожая священные древние традиции Египта, к той черте, за которой один шаг до воинствующего безбожия, «превозносящегося выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» [2Фес.2,4].

Институт востоковедения РАН

«ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ И ХРИСТИАНСТВО (к 2000-летию христианства): Материалы научной конференции 26.11.2001-29.11.2001. М., РГГУ. 2001 г.»

«НБ РГГУ» liber.rsuh.ru

Популярные